u
Ил-2 ( Он же ЦКБ-55)Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый». Конструкторы называли самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav). Ил-2 принимал участие во всех военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство. . Ил-2 серийно производился на в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Модификации Выпускался в одноместном (пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные технологические и конструктивные изменения вносились постоянно, например в конце 1941 года на некоторые экземпляры из-за нехватки материалов ставили хвост из дерева, с дополнительными внешними рёбрами жёсткости. Менялось бронирование, вооружение. Ил-2 (одноместный) — серийная модификация штурмовика.В ряде случаев даже ограничивались имитацией задней пушки, устанавливая в прорезь кабины направленный на хвост муляж, который, с расстояния, эффективно отпугивал пилотов немецких истребителей от захода такому штурмовику "в хвост", просто своим видом. Ил-2 (двухместный) — серийная модификация, оборудованная кабиной стрелка с фонарём и пулеметами ШКАС или УБТ, смонтированными на полутурельной установке. Ил-2 АМ-38Ф — штурмовик с форсированным мотором АМ-38ф, имевший, по сравнению с АМ-38-м, большую взлётную мощность (на 100 л.с.). Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») — серийная модификация Ил-2 АМ-38Ф с тем же двигателем , но форсированным до 1720 л. с., с некоторыми аэродинамическими и конструктивными улучшениями. Вместо деревянного крыла произведена установка металлического крыла, которое повышало живучесть и улучшало ремонтно-эксплуатационные качества Ил-2. Ил-2 М-82 — опытный вариант одноместного штурмовика, оборудованный мотором воздушного охлаждения М-82 с взлётной мощностью 1675 л.с. Заводские испытания одноместный Ил-2 М-82ИР успешно прошёл к середине августа 1942 года , однако на государственные испытания штурмовик не передавался в дальнейшем все работы по нему были прекращены. Ил-2 ШФК-37 — опытный одноместный вариант штурмовика с мотором АМ-38, вооружённый, помимо двух крыльевых пулемётов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б. Г. Шпитального ШФК-37 (Шпитальный, фюзеляжно-крыльевая, калибра 37 мм). Ил-2 НС-37 — серийная модификация двухместного Ил-2 АМ-38Ф на который с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации устанавливались две пушки калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном. Ил-2 НС-45 — опытный экземпляр самолёта Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками НС-45. Полигонные испытания Ил-2 с НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в воздухе по малоразмерным целям. Ил-2М/Ил-4 — C мая 1942 года в Перми развернулось производство мотора М-82 мощностью 1676 лс. Этот мотор был доступен в количествах, достаточных для того, чтобы подвигнуть ОКБ Ильюшина к разработке варианта Ил-2 под новый двигатель. Мотор М-82 устанавливался несколько ниже и без бронирования (так как он имел воздушное охлаждение) . Вместе с тем было бронировано место воздушного стрелка с пулеметом УБТ. Самолёт имел новый винт с коническим коком и увеличенные до 724 литров топливные баки. Но проект был прекращён, а обозначение Ил-4 перешло к дальнему бомбардировщику ДБ-3Ф. Ил-2Т — по неподтверждённым пока данным модификация могла нести торпеду, ради чего пришлось пожертвовать пушками. Из стрелкового вооружения остались 3 пулемёта: 2 крыльевых и пулемёт заднего стрелка. Однако до сих пор не обнаружены документы подтверждающие существование данной модификации, хотя существуют многочисленные авиамодели и модификация используется в компьютерных играх. На вооружении СССР Болгария ВВС Болгарии получили 120 боевых Ил-2 и 10 учебных Ил-2У в 1945 году. Самолёты использовались до 1954 года. Чехословакия ВВС Чехословакии получили 33 боевых Ил-2 и 2 учебных Ил-2У. Самолёты использовались до 1949 года. Польша ВВС Польши получили 250 штурмовиков Ил-2 между 1944 и 1946 годами. Все самолёты были сняты с вооружения в 1949 году. Монголия ВВС Монголии получили 78 штурмовиков Ил-2 1945. Все самолёты были сняты с вооружения в 1954 году Югославия ВВС Югославии получили 213 самолётов различных модификаций и эксплуатировали их до 1954 года. Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Ил-2М3 Технические характеристики Экипаж: 2 человека Длина: 11,6 м Размах крыла: 14,6 м Высота: 4,2 м Площадь крыла: 38,5 м² Масса пустого: 4 360 кг Масса снаряжённого: 6 160 кг Масса максимальная взлётная: 6 380 кг Масса брони: 990 кг Двигатели:: 1× жидкостного охлаждения V-образный 12-цилиндровый АМ-38Ф Тяга: 1× 1720 л.с. (1285 кВт) Лётные характеристики Максимальная скорость: 414 км/ч на высоте 1220 м: 404 км/ч у земли: 386 км/ч Дальность полета: 720 км Длина разбега: 335 м (с 400 кг бомб) Скороподъёмность: 10,4 м/с Практический потолок: 5500 м Нагрузка на крыло: 160 кг/м² Тяговооружённость: 0,21 кВт/кг Вооружение Пушечно-пулемётное: 2× 23 мм пушки ВЯ-23 по 150 патронов на ствол 2× 7,62 мм пулемёта ШКАС по 750 патронов на ствол 1× 12,7 мм оборонительный пулемёт УБТ в задней кабине, 150 патронов Боевая нагрузка: до 600 кг бомб 4× РС-82 или РС-132 |
|