u
ДБ-3 (ЦКБ-30) — дальний бомбардировщикТип : дальний бомбардировщик Разработчик : ОКБ-39 Производитель : Заводы МАП СССР: № 18 (Воронеж) № 39 (Москва) № 126 (Комсомольск-на-Амуре) Главный конструктор : Ильюшин С. В. Первый полёт : лето 1935 (ЦКБ-26) весна 1936 (ЦКБ-30) Начало эксплуатации : август 1936 Конец эксплуатации : списаны после 1947 года Статус : снят с эксплуатации Основные эксплуатанты : ВВС РККА Годы производства : 1937 - 1939 Единиц произведено 1528 В 1938 году самолётами ДБ-3 были вооружены три воздушные армии. В 1940 году самолёты ДБ-3 вступили в боевые действия с финнами и показали большую сложность в эксплуатации, высокую аварийность, недостаточное оборонительное вооружение и целый ряд других недостатков. Это подстегнуло работы над глубокой модернизацией машины, в дальнейшем получившей обозначение ДБ-3Ф (или Ил-4). Модификации самолёта ЦКБ-26 — опытный(1 машина, 1935г.) ЦКБ-30 — опытный(1 машина, 1936г.) ДБ-3С — серийный, 1936. ДБ-3А — серийный самолёт с моторами М-85 / М-86. ДБ-3Б («букашка») — серийные бомбардировщики выпуска 1936-38 годов,Часть самолётов в 1940—1941 гг. переделана под новые турели МВ-3 и МВ—2. ДБ-3Т — торпедоносец, 1938. На самолёте размещалась одна торпеда или мина .Первый случай боевого применения зафиксирован 29 июля 1942 года.Самолёты использовались всю Великую отечественную войну, в том числе и на Дальнем Востоке. ДБ-3ТП — торпедоносец поплавковый, 1938. Построено пятнадцать машин, на вооружение не принимались. ЦКБ-54 — самолёт сопровождения 1938. На вооружение не принимался. ДБ-3М («эмка») — серийный, 1939. ДБ-3Ф или Ил-4 («сигара»)— серийный, 1940. Ил-4Т — торпедоносец, 1940. Ил-4ТК — высотный вариант 1943 года. Ввиду недобора заданных ТТХ был направлен на доводку. В дальнейшем работы по самолёту прекращены. Ил-4 «аэрофото» — фоторазведчик, 1946. Эксплуатация и боевое применение Представителями ВВС отмечалось, что несмотря на полное соответствие характеристик самолёта заявленным тактико-техническим требованиям, машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации, имела много производственных дефектов. Во время финской кампании инские лётчики быстро обнаружили у ДБ-3 «мёртвую зону» снизу-сзади, что потребовало установки нижней люковой установки. Только во вторую половину войны ДБ-3Ф стали применяться по прямому предназначению, для бомбовых ударов в тылу противника, что существенно снизило боевые потери . За годы производства было построено 6883 машины разных модификаций, абсолютное большинство из которых было потеряно в боевых вылетах или разбито в авариях и катастрофах. Технические характеристики Экипаж: 3 человека (пилот, штурман, стрелок) Длина: 14,223 м Размах крыла: 21,4 м Высота: Не указано. Площадь крыла: 65,6 м² Коэфициент удлинения крыла: 7 Профиль крыла: Кларк Y-15 Масса пустого: 4778 кг Нормальная взлётная масса: 7000 кг Максимальная взлётная масса: 9000 кг Масса топлива во внутренних баках: 810 кг Силовая установка: 2 × поршневой М-85 Мощность двигателей: 2 × 760 л.с. (2 × 558,8 кВт (взлётная)) Воздушный винт: ВФШ Диаметр винта: 3,4 м Лётные характеристики Максимальная скорость: на высоте: 400 км/ч на 4500 м у земли: 327 км/ч Крейсерская скорость: 310-320 км/ч Посадочная скорость: 120 км/ч Практическая дальность: 3100 км (с 1000 кг бомб) Практический потолок: 8400 м Время набора высоты: 5000 м за 15,1 мин Нагрузка на крыло: 107 кг/м² Тяговооружённость: 160 Вт/кг (4,6 кг/л. с.) Длина разбега: 170-200 м Длина пробега: 300 м Вооружение Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта ШКАС (2500 патр.) Боевая нагрузка: нормальная: 1000 кг максимальная: 2500 кг |
|